
«СГОРЕТЬ» НА РАБОТЕ МОЖНО… ОТ СКУКИ? УЧЕНЫЕ НАЗВАЛИ «ТРУДОВОЙ НЕДУГ» ПОСТРАШНЕЕ СТРЕССАФеномен эмоционального выгорания на работе хорошо известен врачам по всему миру. Похоже, что обратное явление – недостаток эмоций или попросту скука – может быть не менее опасным для здоровья работника и, кроме того, вредным для его работодателя.Пока российские экономисты ищут способ повысить в стране производительность труда (по ее уровню мы заметно отстаем почти от всех государств Европы и Азии), американские психологи, похоже, сумели объяснить одну из причин стремительного падения этого показателя. И причина эта – скука.Каким бы банальным и псевдонаучным ни казался этот вывод, тем не менее, множественные исследования показали, что именно скука, одолевающая как рядовых работников, так и высококвалифицированных профессионалов, может привести к срыву планов и проектов, отмене сделок, встреч и важных переговоров, перекладыванию дел на менее компетентных работников и даже производственному саботажу. Эти наблюдения заставили американских HR-ов (специалистов по управлению персоналом) задуматься: неужели, скука – хуже, чем стресс?– Как только человеку становится скучно на работе, он «выключается» из рабочего процесса частично или полностью, то есть как бы забывает о том, что и как он должен делать, – говорит нейропсихолог Ричард Чайфетц, специализирующийся на работе с персоналом и программах мотивации. – Последствия этого могут быть в буквальном смысле катастрофическими. От падения общей производительности до критических ошибок и даже аварий.НЕ В БОНУСАХ СЧАСТЬЕСогласно исследованию Gallup, проведённому в 2011-м году, 71% работающих американцев были либо мало заинтересованы в своей работе, либо испытывали к ней острую неприязнь. При этом, наименьший трудовой энтузиазм демонстрировали люди с высшим образованием, в возрасте от 35 до 50 лет.– Вопрос мотивации в данном случае – довольно спорный, ведь главное – это чтобы человек занимался любимым делом, – говорит главный редактор портала Rabota.ru Александра Гросс. – Никакая страховка или дополнительное питание – в общем, никакой, даже самый супернавороченный соцпакет – не «покроет» вам ущерб от того, что вы занимаетесь тем, что, по сути, ненавидите. Мне самой приходилось сталкиваться с соискателями, которые работали на очень высокооплачиваемых должностях, но при этом чувствовали себя глубоко несчастными людьми и мечтали куда-нибудь уйти.Исследования, проведенные сотрудниками Высшей школы бизнеса при Университете Аризоны (ASU), также показали, что деньги и материальные бонусы практически никак не отражаются на вовлеченности работников в трудовой процесс. Как рассказал в интервью Forbes профессор ASU Анджело Киницки, патологическая скука может одолеть абсолютно любого сотрудника, вне зависимости от его должности, компетенции, размера личного кабинета или оклада. В основном, причины заключаются в следующем:
– Во-первых, эти люди не видят смысла и какой-либо конечной цели того, что они делают, – говорит Киницки, – а во-вторых, их каждодневные обязанности чересчур однообразны. Постоянное повторение одного и того же вводит человека в состояние отупения и апатии – будь он хоть водитель такси, как генеральный директор.
Ещё один «убийца» энтузиазма – это, как ни странно, чрезмерная свобода и неподконтрольность. По словам Киницки, когда работник чувствует полное отсутствие внимания со стороны начальства – как к своим ошибкам, так и к своим подвигам, – он все меньше боится допускать первые и все реже старается совершать вторые, то есть работает «спустя рукава».
– Отношения в коллективе – как между сотрудниками, так и с начальством – это один из важнейших мотивирующих факторов, – утверждает Александра Гросс. – По данным нашего опроса, этот фактор находится где-то в первой пятерке из 25-30 подобных факторов, так что внимание со стороны начальства и хорошее, комфортное общение с коллегами, зачастую, становятся единственным, что собственно заставляет людей работать.
ПРИКОВАННЫЕ К СТУЛЬЯМ
Кроме всего прочего, каждый сотрудник должен осознавать свою важность для коллектива и для компании, добавляет Киницки. Если же предприятие работает по принципу «незаменимых нет», заинтересованность и, как сейчас модно говорить, «корпоративный дух» коллектива будет медленно, но верно стремиться к нулю.
– Надо понимать, что если человеку скучно на работе, это совсем не значит, что ему нечем заняться, – поясняет Чайфетц. – Соскучиться можно и от того, что работа у вас слишком легкая или слишком «механическая». Отсутствие трудных задач точно так же ведет к падению «вовлеченности», как и чрезмерная нагрузка (в случае с повышенным стрессом или «выгоранием»).
– Печальнее всего то, что даже лучшие сотрудники – которые, на моей памяти, всегда были полны сил и энтузиазма, – постепенно приходят к разочарованию и скуке из-за финансового кризиса, – говорит Марк Роял, генеральный директор компании Hay Group и автор книги «Враг энтузиазма».
– Смена и поиск работы становятся все более рискованным делом в условиях неустойчивой экономики, поэтому многие вынуждены сидеть на ненавистном месте просто из страха остаться без работы. Естественно, это приводит к ощущению безысходности и беспомощности – какой уж тут рабочий энтузиазм?
Впрочем, ситуация на российском рынке труда выглядит совсем иначе, считает Гросс. По словам эксперта, самые тяжелые кризисные времена – позади, а значит не надо бояться; а главное – не надо добровольно делать из себя заложника ненавистной и не интересной вам работы.
– Сегодня в России – рынок кандидата. И он наступил даже не в прошлом году, а, наверное, в конце 2010-го. Это значит, что люди отнюдь не боятся выходить на рынок; просто они не увольняются, а продолжают работать и в то же время постоянно присматривают себе другие варианты. То, что их резюме нельзя найти на рекрутинговых порталах и в базах соискателей, вовсе не означает, что они не ищут себе новое место, – говорит Гросс. – Они открыты, они знают, что другие возможности есть, просто надо прилагать хоть какие-то усилия к их поиску.