
КРИЗИС ЗАСТАВИЛ ЕВРОПЕЙЦЕВ ВСПОМНИТЬ ОБ ОГОРОДАХ И КОММУНЕИз-за финансовых проблем жители Европы возвращаются к натуральному хозяйствуКризис вернул в Европу бедность. Один из мировых лидеров по производству продуктов питания и косметических средств даже объявил недавно, что отныне компания будет выпускать свои товары в маленьких, экономичных упаковках, потому что на большие у покупателей денег не хватает. А как еще европейцы выкручиваются в новых условиях?ОГОРОД ДЛЯ… КОНОПЛИБольше всего антикризисных решений у испанцев. Это и немудрено: четверть нетрудоспособного населения страны – без работы. Испанцы частично отказались от традиционной сиесты, разрешили детям приносить с собой завтраки в школу (раньше это было запрещено), массово стали отказываться от мобильной связи.Последнее ноу-хау – совместные огороды. Родственники или друзья арендуют небольшие участки земли и выращивают там овощи для личного потребления. Правда, и здесь случаются конфузы. Так, в каталонской провинции Таррагона власти приняли решение о сдаче земли под посадку… конопли. Травку будет выращивать Барселонская ассоциация потребления конопли, членам которой она показана в лечебных целях. Кроме того, специалисты с юга страны утверждают, что из этого растения можно производить до 20 тыс. различных продуктов для косметики, производства обуви, чая и т. д., и активно призывают фермеров его выращивать.ТАКСИ НАПОПОЛАМЖители Парижа еще только присматриваются к грядкам, но уже на полном серьезе обсуждают идею выращивать овощи на крышах домов. Ее авторы надеются, что к 2020 г. в городе будет действовать около 15 таких высотных огородов.А пока парижане экономят на другом: в городе начало действовать коллективное такси. Оно доставляет сразу несколько пассажиров до вокзала или аэропорта или обратно. Стоит такое совместное путешествие в два раза дешевле обычной поездки.СВОИ ДЕНЬГИЕще один способ борьбы с кризисом – собственные валюты. Дополнительные денежные знаки ввели некоторые города и коммуны Франции и Германии. К примеру, во французском Ардеше местная валюта называется «светлячок», она распространяется между членами ассоциации, в которую входят производители, магазины и потребители. Обменивая евро на «светлячки», люди тем самым берут на себя обязательство покупать только те товары, что производятся в данном регионе, и только в местных магазинах. Это помогает оживлять экономику. Угрозы национальной валюте такие деньги не представляют, так как за пределы конкретного региона не выходят.Кстати, опыт внедрения местной валюты есть и в России. В одном из башкирских сел предприниматель Артур Нургалиев выдает часть зарплаты сотрудникам «шаймуратиками» – талонами, которыми можно расплачиваться в местных магазинах, принадлежащих тому же бизнесмену. Но на эту инициативу уже обращала внимание прокуратура.